Как подготовиться к аудиторской проверке?

Аудит бухгалтерской отчётности – процесс анализа финансовых и налоговых документов на предмет достоверности. Неправильное заполнение документации, неполные или неверные отчёты влекут за собой административную ответственность в виде штрафов. Если ваша организация подлежит обязательной проверке, подготовиться к ней нужно заранее.

Есть 2 способа: подготовить все документы и надеяться на чудо или провести внутреннюю (инициативную) проверку. Первый способ чреват последствиями, так как есть риск пропустить последние изменения в законодательстве. Профессиональный анализ и аудит отчётности поможет не только найти слабые места, но и получить инструменты для более эффективного управления компанией.

И первый и второй способ предполагают подготовку документов.

Какие документы предоставить аудитору?

1) Все учредительные документы, а так же их распоряжения.

2) Если деятельность предприятия связана с использованием интеллектуального труда и/или требует получения разрешений (лицензий, патентов и т.д.), то к списку добавляются все документы, подтверждающие право использовать те или иные материалы, оборудование и т.д.

3) Все судебные документы, связанные с деятельностью вашей компании.

4) Все отчётные бумаги по расходу бюджетных средств.

5) Нормативно-правовые документы, связанные с деятельностью фирмы.

6) Положения и инструкции, разработанные на предприятии;

7) Положение об оплате труда, подкреплённое коллективным договором и штатным расписанием сотрудников.

8) Все хозяйственные договоры.

9) Производственные и кадровые приказы и т.д.

По большому счёту, аудиторской проверке подлежат все документы напрямую или косвенно связанные с деятельностью предприятия. Для каждой организации он свой – в зависимости от вида и особенностей компании.

Как вести себя во время проверки?

Порой, как бы хорошо не были составлены отчёты, а аудитор всё равно находит несоответствия. Важно правильно вести себя в ходе работы с аудитором. В первую очередь это касается главного бухгалтера и руководителей.

Часто сотрудники воспринимают проверяющего негативно и стараются всеми возможными способами усложнить ему работу. По их мнению, так он найдёт меньше ошибок или не найдёт их вовсе. А потому, предоставляют ему неструктурированную базу данных, надеясь, что на сортировку документов понадобится настолько много времени, что на проверку его не останется. Стоит ли говорить, что такое отношение не поможет наладить контакт между двумя организациями.

Следует помнить, что аудитор – это не сотрудник налоговой службы, а только помощник, который даёт возможность увидеть несоответствия между отчётами.

Аудиторское заключение – это не перечень выявленных нарушений, а полный документ, который отражает, как проходила проверка, как на ошибки среагировали сотрудники. И если главный бухгалтер исправил замечание до окончания анализа, аудит пройдёт без начисления штрафов, так как основная часть аудиторского заключения уже не будет содержать замечаний.

Выбор аудиторской фирмы остаётся за организацией.

Рассчитать стоимость услуг